site title

map

Главное меню

РОСПРОФЖЕЛ
Программа лояльности ЭПБ
РЖД Приволжская ЖД
ФНПР
ФПО Саратовской области
Благосостояние
Солидарность
Железнодорожник Поволжья
ГОСУСЛУГИ
СОГАЗ

История Волгоградского отеделения

На протяжении 100 лет, территориальная организация профсоюза железнодорожников нашего города «Царицына - Сталинграда - Волгограда» принимала и продолжает принимать самое непосредственное участие в жизни не только отраслевого профсоюза, но и в жизни нашего региона. 

В государственном архиве Волгоградской области (фонд 346 дел 117, лист 1617) находятся исторические сведения от 14 марта 1917 года, а именно: заметка «Местная жизнь на железных дорогах» (Волгодонской край №57) в которой говорится:

«12 марта 1917 года в мастерских службы тяги округа Юго-Восточной железной дороги состоялось общее собрание служащих и рабочих Юго-Восточной железной дороги. На собрании выступил член исполнительного комитета И.А, Баранов, который познакомил собравшихся с задачами текущего момента. Далее на собрании была изложена телеграмма от профсоюзного комитета с призывом к железнодорожникам приступить к удвоенной работе в целях улучшения движения и скорейшего снабжения людей продовольствием. В ответ на эту телеграмму были вынесена следующая резолюция. «Мы служащие и рабочие Царицынского района Юго-Восточной железной дороги, сознавая всю серьезность настоящего положения, решили взяться за работу с большей энергией, отдавая весь свой труд на благо Родины. Затем был рассмотрен проект Устава Царицынского железнодорожного союза. Проект Устава с небольшими поправками был принят и одобрен общим собранием. По окончании собрания рабочие с пением революционных песен разошлись по местам работ. Вечером состоялось собрание комитетов отдельных служб, из которых образован один Районный Комитет. Председателем был избран С. Болтяжный, товарищем Долгов».

12 марта 2017 года стал днем рождения территориальной организации профсоюза железнодорожников, на тот момент - Районного комитета профсоюза (Райпрофсожа).
При этом, первые разрозненные профсоюзные организации формировались еще в 1905 году. Одним из крупных был профсоюз железнодорожников.

1905 год – в апреле в Москве состоялся первый (учредительный) съезд, с которого Профсоюз железнодорожников начал свое летоисчисление. В Царицыне, на ст. Сарепта организован профсоюзный штаб, который возглавлял А. Беликов, один из видных деятелей профсоюза железнодорожников. Были разные времена в жизни того периода - слежки, ссылки, репрессии. Однако и в этих условиях шло дальнейшее формирование профсоюзов, в том числе и в железнодорожных мастерских.

1917 год – 12 марта на собрании комитетов отдельных служб Царицынского района Ю.В. ж. д. был образован один районный комитет. С этого момента начала своё летоисчисление ныне действующая Волгоградская территориальная (региональная) организация Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей.

1919 год – на Первом Всероссийском съезде железнодорожников сформирован «Всероссийский профессиональный союз рабочих и служащих железнодорожного транспорта».

1922 год – по инициативе ЦК Профсоюза подписан первый коллективный договор. В связи с этим в Царицынской губернии профсоюз проводит кампанию по добровольному членству. Общее количество членов профсоюза на 1 августа 1922 года составляло 7 479 чел. В этот период особенно активизируется работа в выборных органах исполнительной власти, куда выбирались и члены нашей профсоюзной организации. Уже в 1922 году в Горсовете были представлены от Царицынского узла Юго-Восточной железной дороги более 30 членов профсоюза.

10.04.25 г. ВЦИК постановил переименовать город Царицын в Сталинград, Царицынскую Губернию в Сталинградскую Губернию. С середины 20-х годов в Губернии начинается увеличение количества членов профсоюза. Росло и число членов профсоюза железнодорожного транспорта.

1926 год – на VIII съезде профсоюза железнодорожников учреждён единый значок члена профсоюза железнодорожников.

1930 годы – выходит первый номер газеты «На рельсах» - печатного органа Райпрофсожа и районного управления Сталинградского участка эксплуатационного района Юго-Восточной железной дороги. На 1 января 1932 года Райпрофсож насчитывал 35 456 членов профсоюза, а вместе с учащимися и другими членами 36 578 человек.

1941-1945 годы – Райпрофсож проводит работу по созданию отрядов народного ополчения, готовит в своих секциях стрелков, парашютистов, радистов и летчиков, возглавляет руководство социалистическим соревнованием. Вся деятельность проходит под лозунгом: «Все для фронта, все для победы!» Под контролем профсоюза находились эвакопункты, санитарные поезда, госпитали. Устанавливали общественный контроль за работой пунктов питания оказание помощи семьям железнодорожников призванных в ряды армии и многое, многое другое. При участии профсоюзных организаций, например на станции Арчеда, Морозовская, Петров Вал, была организована и проведена большая работа по сбору теплых вещей для фронта, а также средств на строительство танков, самолетов и других видов вооружения.

Трудно переоценить вклад профсоюзных организаций железнодорожного транспорта Сталинграда в решении задач, стоящих перед отраслью в годы войны. За время Сталинградской битвы Юго-Восточную и Рязано-Уральскую железные дороги враг сбросил более 90 тыс. бомб, совершив 786 массированных налетов. На каждый километр Сталинградского движения было сброшено в среднем 98 авиабомб.

Общий ущерб, нанесенный хозяйству Сталинграда и области составил в денежном выражении более 19 млрд. рублей. И невосполнимые людские потери.
* «Сталинградские железнодорожники под огнем бомб, снарядов и пуль не зная страха, своим самоотверженным трудом внесли огромный вклад в дело разгрома немецко-фашистских войск»

М.С. Шумилов бывший командующий 64-й армии.

По окончании битвы под Сталинградом проделана поистине колоссальная работа по восстановлению железнодорожного транспорта. Уже в июле 1943 года наше отделение дороги и железнодорожный узел достиг довоенной пропускной способности. 3 сентября Приказом 678 С Сталинградская железная дорога восстановлена. 15 сентября Сталинградская железная дорога возобновлена. Дорога имела 5 отделений: Котельниковское, Арчединское, Морозовское, Сальское и Сталинградское. И на каждом активно работали профсоюзные организации.

В 1948-м году состоялся съезд, на котором произошло объединение профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей в один единственный профсоюз рабочих железнодорожного транспорта, насчитываю-щий в своих рядах трехмиллионную армию железнодорожников и транспортных строителей и работников метрополитенов. В тяжелые послевоенные годы Райпрофсож разрабатывал меры по укреплению дисциплины, четкого выполнения всех заданий по перевозкам.

В 1953 году происходит (по решению Совмина СССР укрупнение железных дорог. Рязано-Уральская объединилась со Сталинградской (образованной в 1936 году) и была переименована в Приволжскую. А Сталинградская дорога получила статус отделения. В эти годы развивались традиционные формы трудового соперничества, возникшие в 30-40 годы, широко поддержанные профсоюзами. Профсоюзные комитеты под руководством Райпрофсожа все активнее вовлекали железнодорожников в различные соревнования. В этот период рождаются новые трудовые почины и начинания, которые поддерживаются профкомами. Например, коллектив вагонного депо Сарепта разработал новую технологию ремонта вагонов, составители станции Волгоград Бутенко и Бульбулькин применили метод серийных толчков, одновременного расформирования и формирования поездов, а паровозники станций имени Максима Горького, Сталинград и Петров Вала выступили инициаторами и осуществили вождение тяжеловесных поездов без изменения веса по всем направлениям от Лихой до Саратова.

1958 год – укрепилась правовая основа деятельности профсоюза железнодорожников, утверждено Положение: «О правах фабричного, заводского местного комитета профессионального союза». В связи с этим Райпрофсож начал принимать активное участие в решении производственных вопросов. Наиболее успешно такая работа проходит в паровозном депо Сталинград (председатель Перегудов), депо Сарепта (Миленин), депо станции им. М.Горького (Эдельштейн), на ст. Морозовская и др. 18 декабря 1958 года Райпрофсож проводит первый слёт бригад коммунистического труда.

60-е годы – Райпрофсож, наряду с основной деятельностью, принимает активное участие в укреплении физкультурно-спортивной базы, растут ряды членов ДСО «Локомотив». Одна из важнейших задач, возложенных в этот период на Райпрофсож – усиление внимания к вопросам воспитания Волгоградских тружеников. При участи Райпрофсожа решаются задачи в сфере медицинского обслуживания железнодорожников.

70-е годы – Райпрофсож принимает непосредственное участие в осуществлении важнейших социально-экономических мероприятий, таких как, перевод рабочих и служащих на 5-ти дневную рабочую неделю, введение увеличенного минимума зарплаты, повышение ставок рабочим-станочникам, повышение заработной платы Волгоградским железнодорожникам.

80-е годы – Районный комитет профсоюза на Волгоградском отделении объединяет 184 первички. На учёте состоит 34 320 членов профсоюза (99,8% от работающих и учащихся). В деятельности профсоюзных организаций на общественных началах принимают участие 15 360 активистов. Особое внимание уделяется повышению квалификации молодых рабочих и развитию комплексных бригад.

Важным направлением профсоюзной работы в 80-х годы являлась борьба за качество выпускаемой продукции. Профсоюзные комитеты продолжали выступать инициаторами заключения коллективных договоров, вовлекали коллективы в общественные смотры эффективности использования сырья. Материалов и топливо - энергетических ресурсов. Добивались улучшения условий труда, быта, отдыха работников, организацию общественного питания на производстве, жилищного строительства.

Сентябрь 1985 года - на IV Пленуме Райпрофсожа председателем Районного комитета профсоюза избран Г.В. Курдыбайло.

Март 1988 года – в целях повышения юридической грамотности Волгоградских железнодорожников при Райпрофсоже учреждена общественная юридическая консультация и начал работать «Университет правовых знаний».

1989 год стал временем поворота в деятельности профсоюзных организаций. Условия, в которых жила страна, начав перестройку, задачи, которые решались, заставляли заново осмысливать роль профсоюза в общественной жизни. По решению президиума Райпрофсожа в ЦК профсоюза было отправлено требование от трудовых коллективов Волгоградских железнодорожников с требованием к принятию решительных мер по повышения оплаты труда работающих, улучшению рабочего снабжения.

1990 год – принят новый Устав и новое название профсоюза: «Независимый профсоюз железнодорожников и транспортных строителей».

1991 год - в мае на Пленуме Райпрофсожа председателем Районного комитета профсоюза избран Н.А. Епишин

1992 год – в феврале принято первое Отраслевое тарифное соглашение по организациям железнодорожного транспорта. 10 июня 1992 года президиум ЦК профсоюза учредил премию профсоюза с вручением лауреатам Диплома, нагрудного знака и денежной премии. Среди награждённых: Епишин Н.А. – председатель Волгоградского Райпрофсожа, Тартыжова Л.А. – начальник ст. Орловка, Кучеренко В.А. – бригадир локомотивного депо им. М.Горького, Попов П.В. – машинист тепловоза локомотивного депо ст. Арчеда и др.

Огромное значение приобретает опыт и квалификация профсоюзных кадров, а также информационное обеспечение. Для решения этих вопросов 6 февраля 1992 года был заключен договор между Облсовпрофом и Райпрофсожем. Это решало вопросы более качественного обучения профсоюзного актива, оказания консультативной и правовой помощи, обеспечения защиты интересов законных прав членов профсоюза Волгоградского отделения Приволжской железной дороги в областных городских и районных организациях в решении жилищно-бытовых вопросов и а также применение ими различных нормативных актов и законов.

Принятый коллективный договор 1993 года наполнен целым рядом дополнительных льгот для работников и членов их семей.

Однако этот период характерен и тем, что были приняты законы, ущемляющие права профсоюзов. Возникла прямая угроза потери ряда завоеваний и, в первую очередь, в области заработной платы, занятости, охраны здоровья, системы обеспечения работников жильем, образования и отдыха. В этот труднейший период основные усилия Райпрофсожа были направлены на защиту прав человека труда, улучшения социального благополучия каждого работника, укрепления их веру в профсоюз.

1994 год – в августе вышел первый номер отраслевой профсоюзной газеты «Сигнал».

1996 год – в январе вступил в силу Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

1997 год - Управлением юстиции Районная профсоюзная организация была зарегистрирована - как юридическое лицо с организационно-правовой формой «Общественная организация» с основной целью деятельности «представительство и защита социально-трудовых, профессиональных, экономических и иных прав и интересов членов профсоюза»,

1999 год – Волгоградская районная профсоюзная организация вошла в областной Совет профсоюзов на правах членской организации. Благодаря этому организация могла на равных принимать участие в программе социальной защиты трудящихся, влиять на принятие решений государственных и местных органов власти, а также решать целый комплекс проблем в реализации Соглашения о взаимодействии между Приволжской железной дорогой и Администрацией Волгоградской области, заключенном на основании соответствующего Постановления Правительства Российской Федерации.

Основные вопросы, решаемые Райпрофсожем в кризисные 90-е годы - оплата труда Волгоградских тружеников, проблемы их занятости и трудоустройства, вопросы охраны труда. А в 2000 году отраслевой профсоюз стал равноправным членом ФНПР и тем самым, мы подтвердили стремление находиться в рядах общероссийского профсоюзного движения

2001 год – XXVII съезд РОСПРОФЖЕЛ определил основные направления своей деятельности в связи с реформированием железнодорожного транспорта. На их основе Райпрофсожем утверждена и принята к действию Программа повышения уровня социальной защищённости работников Волгоградского отделения в период проведения структурных реформ на ж. д. транспорте.

2004 год – 21 октября по инициативе Профсоюза принят важнейший документ, регламентирующий социально-экономическую деятельность компании ОАО «РЖД» - Генеральный коллективный договор. В июле 2004 года подписано Соглашение о социальном партнёрстве между ОАО РЖД и РОСПРОФЖЕЛ. Численность членов профсоюза Волгоградской районной профсоюзной организации - 22 701 чел, которые объединены в 68 первичек. Охват профсоюзным членством составлял 97,1%.

2010 год – по настоящее время- в связи с переходом Приволжской железной дороги на без отделенческую структуру управления Территориальная организация Профсоюза на Волгоградском отделении Приволжской железной дороги с апреля 2010 года переименована в Волгоградскую Территориальную (региональную) организацию профсоюза железнодорожников и транспортных строителей - Волгоградский Терком Роспрофжел.

На данный момент общая численность Волгоградского Теркома Роспрофжел - насчитывает 19053 члена профсоюза, в том числе учащиеся – 1952 чел., неработающие пенсионеры – 2466 чел. Все они объединены в 50 первичных профсоюзных организаций. И это не только работники железнодорожных профессий, это отраслевая медицина, преподаватели и учащиеся учреждений образования, подразделения дочерних зависимых обществ, в том числе - завод. Молодёжь до 35 лет составляет – 42% от общего числа членов профсоюза. Общий процент профсоюзного членства 99,1%.

Все годы своего существования, Волгоградский Терком отстаивает интересы железнодорожников Волгоградской области, являясь гарантом их социально-экономической защищенности. Менялись названия, на смену одним поколениям профсоюзных активистов приходили новые лидеры, но неизменными остаются цели и задачи: достойная оплата труда, улучшение условий на рабочих местах, организация отдыха работников и членов их семей, поддержка ветеранов и решение других социальных проблем.

Мы причастны к делам транспортных профсоюзов всего мира, и в этом единстве, солидарных действиях — наша сила и наше будущее.