site title

map

Главное меню

РОСПРОФЖЕЛ
Программа лояльности ЭПБ
РЖД Приволжская ЖД
ФНПР
ФПО Саратовской области
Благосостояние
Солидарность
Железнодорожник Поволжья
ГОСУСЛУГИ
СОГАЗ
  • "2021год - Год организационного и кадрового укрепления Профсоюза"
  • "2021год - Год организационного и кадрового укрепления Профсоюза"
  • "2021год - Год организационного и кадрового укрепления Профсоюза"
  • "2021год - Год организационного и кадрового укрепления Профсоюза"
  • "2021год - Год организационного и кадрового укрепления Профсоюза"
  • "2021год - Год организационного и кадрового укрепления Профсоюза"
  • "2021год - Год организационного и кадрового укрепления Профсоюза"
  • "2021год - Год организационного и кадрового укрепления Профсоюза"
  • "2021год - Год организационного и кадрового укрепления Профсоюза"
  • "2021год - Год организационного и кадрового укрепления Профсоюза"
  • "2021год - Год организационного и кадрового укрепления Профсоюза"
  • "2021год - Год организационного и кадрового укрепления Профсоюза"
  • "2021год - Год организационного и кадрового укрепления Профсоюза"
  • "2021год - Год организационного и кадрового укрепления Профсоюза"
  • "2021год - Год организационного и кадрового укрепления Профсоюза"

Дорога инновационного развития

07 01 На Приволжской магистрали реализуют масштабные проекты
В июле в Астраханском, Волгоградском и Саратовском регионах ПривЖД проходят мероприятия, приуроченные к 150-летию Приволжской магистрали. Её история началась 3 июля (15 июля по новому стилю) 1871 года с открытия движения по участку Аткарск – Саратов Тамбово-Саратовской железной дороги. В разное время участки магистрали также входили в состав Грязе-Царицынской, Баскунчакской, Рязано-Уральской и Сталинградской магистралей. При этом современное название у Приволжской появилось в 1953 году. О том, как изменилась магистраль за полтора столетия и как она развивается в настоящее время, рассказывает начальник Приволжской дороги Сергей Альмеев.

– Сергей Анварович, с какими результатами производственной и финансово-экономической деятельности коллектив встречает 150-летие магистрали?
– В год 150-летия коллективу Приволжской магистрали важно не только выполнить и перевыполнить показатели, установленные на 2021 год, но и достойно проявить себя в сравнении с предыдущими периодами. В наших архивах сохранилась детальная информация о том, как работали наши предшественники в конце XIX века и на протяжении всего XX столетия. Например, по итогам 1892 года, когда была образована Рязано-Уральская железная дорога (РУЖД), объём погрузки на всех её станциях был менее 1,8 млн тонн. При этом на ПривЖД только за июнь 2021 года погружено 2,7 млн тонн, а по итогам первого полугодия данный показатель составил около 17,3 млн тонн.
Протяжённость пути в момент образования РУЖД составляла 795 км, а сегодня развёрнутая длина главных путей ПривЖД превышает 6,3 тыс. км. Постоянно обновляемый и модернизируемый парк тягового подвижного состава вырос со 187 до 831 единицы, а средний вес поезда – с 485 до 4111 тонн (по итогам шести месяцев 2021 года).
Наряду с этим показателем в последние три года на Приволжской магистрали фиксируются лучшие значения по эксплуатационному и тарифному грузооборотам, а также по среднесуточному пробегу и производительности локомотивов рабочего парка.
При этом в истории нашей магистрали есть рекорды, которые мы не можем повторить до сих пор. Например, исторический максимум погрузки достигнут в 1974 году, когда со всех станций Приволжской магистрали было отправлено почти 82 млн тонн. Наибольший пассажирооборот в размере 8,4 млрд пасс.-км зафиксирован по итогам 1984 года. Впрочем, здесь стоит оговориться, что до 1985 года в состав нашей магистрали входило Ртищевское отделение, которое сегодня относится к Юго-Восточной железной дороге.
С момента образования ОАО «РЖД» (с 2003 года) наш тарифный грузооборот с учётом оплаченного порожнего пробега собственных и арендованных вагонов вырос на 80,8%, среднесуточная производительность локомотива рабочего парка (в грузовом движении) – на 32,2%, а средний вес поезда – на 16,8%. Ещё один факт: производительность труда сотрудников ПривЖД за указанный период увеличилась в 2,7 раза, а их среднемесячная заработная плата – в 7 раз (до 49,6 тыс. руб.). В настоящее время ОАО «РЖД» является крупнейшим работодателем в регионах дороги, где трудоустроено более 27 тыс. человек.
– В каких технологиях находятся точки роста производственных показателей ПривЖД?
– На улучшение производственных показателей влияют многие технологии, внедряемые в нашу повседневную работу. Например, развитие полигонных технологий и формирование тяжеловесных поездов. За последние пять лет обе технологии получили серьёзное развитие на ПривЖД. С 2015 года в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» на дорогу поступил 201 тепловоз серии 2ТЭ25КМ.
В связи с этим мы пересмотрели весовые нормы на ряде участков, и сегодня составы-восьмитысячники из Ершова доезжают до станции Им. Максима Горького и Астрахани.
В рамках развития полигонных технологий локомотивные бригады из Ершова стали доезжать до станции Красногвардеец (Южно-Уральская дорога), а раньше смена локомотивов и локомотивных бригад осуществлялась на станции Новоперелюбская. Таким образом, длина плеча увеличилась со 186 до 404 км. Машинисты из Анисовки стали водить поезда до Сызрани (363 км) и станции Им. Максима Горького (435 км), а средняя длина плеча обслуживания локомотивных бригад на полигоне ПривЖД за последние годы увеличилась со 193,6 до 353,3 км.
Повышению эффективности перевозочного процесса также поспособствовало создание на ПривЖД Центра эксплуатационной работы. В нём осуществляется круглосуточная координация поездопотоков, тяговых ресурсов и решаются задачи, связанные с организацией бесперебойной работы железнодорожного транспорта.
Приволжская железная дорога была и остаётся полигоном для отработки новых современных решений, направленных на повышение эффективности деятельности ОАО «РЖД» и удовлетворение потребностей наших клиентов.
– Какие услуги и транспортно-логистические решения пользуются спросом со стороны грузоотправителей ПривЖД?
– С каждым годом всё большую популярность приобретают дополнительные сервисы, связанные с увеличением скорости доставки грузов, контейнеризацией перевозок и оказанием комплекса сопутствующих услуг как в терминально-логистическом, так и в экспедиционном сегментах. Подразделения холдинга организуют погрузку, выгрузку, временное хранение товаров, раскрепление и таможенное оформление экспортных грузов. Все необходимые опции подбираются индивидуально под каждого клиента. С недавних пор у нас оказывается услуга «ЦМ-Экспедитор», подразумевающая формирование удобной логистики по принципу «от двери до двери», разработку схемы крепления, оформление документов, мониторинг груза в пути следования, раскредитацию и многое другое.
В июне была впервые оказана услуга «Склад на колёсах», суть которой сводится к предоставлению инфраструктуры ОАО «РЖД» для хранения груза в вагонах до момента его принятия на предприятии.
Заключено 40 договоров на перевозку грузов по согласованному графику движения (в часах и минутах), а также с применением технологии «Грузовой экспресс». По итогам шести месяцев текущего года по согласованному графику было отправлено более 865 тыс. тонн. Отдельно хочу отменить набирающую популярность услугу «Зерновой экспресс», подразумевающую формирование составов с зерновыми грузами, следующих по согласованному графику в порты Азово-Черноморского бассейна. В первом полугодии в рамках данного сервиса было отправлено 385 вагонов.
– Как изменился объём инвестиций в развитие ПривЖД в последнее время?
– С момента образования ОАО «РЖД» в развитие Приволжской магистрали было инвестировано около 260 млрд руб. При этом практически половина этой суммы приходится на последнюю пятилетку, когда на полигоне дороги началась активная реализация сразу нескольких масштабных проектов, имеющих стратегическое значение не только для Нижнего Поволжья, но и для всей станы. Речь идёт о комплексной реконструкции участков Им. Максима Горького – Котельниково и Трубная – Верхний Баскунчак – Аксарайская, направленной на повышение пропускной способности в направлении Север – Юг и на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна. В 2020 году сданы в эксплуатацию вторые пути на участках Им. Максима Горького – Горнополянский, Тингута – Абганерово, Тингута – Канальная и Абганерово – Гнилоаксайская. В планах на этот год – завершить строительство сплошного второго пути на участке Им. Максима Горького – Котельниково.
В юбилейный год Инвестиционная программа ОАО «РЖД» на полигоне дороги составляет 19,3 млрд руб. Полгода назад на ПривЖД введён в эксплуатацию железнодорожный мост через реку Дон в Волгоградской области, а в феврале текущего года – мост через реку Ахтуба в Астраханской области. В числе заметных проектов последних лет – реконструкция станций Им. Максима Горького и Гумрак, строительство пунктов технического обслуживания локомотивов на станциях Ершов, Сенная и Аксарайская-2.
Для повышения уровня комфорта пассажиров за последние пять лет на ПривЖД поступили 10 электропоездов ЭП3Д, 4 электропоезда ЭД9Э, 2 рельсовых автобуса РА2, а также 141 плацкартный, 28 купейных и 19 штабных вагонов. Большинство включили в составы поездов, курсирующих в направлении Москвы и Санкт-Петербурга. До конца текущего года планируем получить ещё 55 новых пассажирских вагонов двухсцепного типа. Они обновят составы, следующие в направлении Москвы и Адлера.
– Какие проекты ПривЖД приурочены к её 150-летию?
– Ещё в прошлом году на ПривЖД был сформирован план мероприятий, приуроченных к 150-летию магистрали. Он насчитывает 163 позиции, большая часть из которых связана со строительством, реконструкцией и модернизацией ряда железнодорожных объектов в Саратовской, Волгоградской и Астраханской областях.
Без преувеличения одним из наиболее значимых событий последнего десятилетия станет начало строительства западного обхода Саратовского железнодорожного узла. Торжественная церемония укладки первого звена пути на участке Липовский – Курдюм запланирована на осень. После строительства западного обхода, которое завершится в 2024 году, провозная способность Саратовского узла увеличится в 2,5 раза и составит около 152 млн тонн в год. Такие резервы пропускных способностей необходимы, так как к 2030 году на участке Саратов – Им. Максима Горького – Котельниково ожидается более чем двукратный прирост грузового поездопотока. Аналогичная тенденция просматривается на всём транспортном коридоре Север – Юг ввиду увеличения транзитных возможностей Азербайджана и Ирана. В итоге мощнейший грузопоток в направлении южных портов пойдёт через Приволжскую магистраль, а значит, наш коллектив будет обеспечен работой в долгосрочной перспективе.
В числе прочих проектов, реализуемых в год 150-летия, можно также отметить создание Центра технической диагностики и мониторинга устройств автоматики и телемеханики, строительство здания учебно-тренажёрного комплекса Саратовского подразделения Приволжского УЦПК, Центра технического управления сетью связи вблизи станции Саратов-1, техническое перевооружение устройств электрической централизации на станции Князевка.
– Какие проекты и мероприятия к 150-летию реализуются для сотрудников дороги и ветеранов?
– В год 150-летия многие проекты посвящены улучшению условий труда железнодорожников. В Сарептской и Арчединской дистанциях пути завершился капитальный ремонт административно-бытовых зданий. Специалисты произвели отделку офисных помещений, а также душевых и комнат для приёма пищи. В настоящее время на предприятиях обновляется мебель и ведётся благоустройство прилегающих территорий. До конца года аналогичная работа будет организована в Саратовской дистанции пути.
Завершилось строительство трёхэтажного производственно-бытового корпуса для базы линейного производственного участка на станции Саратов-2. В новом здании обустроено более 50 рабочих мест для представителей хозяйства автоматики и телемеханики. Помещения имеют удобную планировку. На каждом этаже есть комнаты для приёма пищи с современной кухонной мебелью и электроприборами: чайниками, холодильниками, микроволновыми печами. Для хранения спецодежды предусмотрены кладовые и гардеробные. В новом здании есть душевые и санузлы.
В бригадном доме на станции Им. Максима Горького открыт буфет для локомотивных бригад Приволжской и Северо-Кавказской дирекций тяги. Кроме того, продолжается работа по обустройству санитарно-бытовых комнат на постах ЭЦ.
В прошлом году на магистраль поступили 16 новых модульных пунктов обогрева и два мобильных комплекса для перемещения и проживания работников путевых машинных станций. Специально для путейцев были оборудованы четыре модульных здания.
Сотрудники Дорожного диспетчерского центра управления перевозками (ДЦУП) переехали в реконструированное помещение, где было установлено
табло коллективного пользования и реализованы самые передовые IT-технологии в сфере организации перевозок. В центре организована работа автоматизированных систем, отвечающих за управление доступом в помещение, регулировку температуры, влажность воздуха и освещение. Также в ДЦУП функционируют системы шумопоглощения, обеззараживания воздуха.
Отдавая дань уважения ветеранам, приволжане реализуют множество историко-патриотических проектов. С апреля по май по ПривЖД курсировал ретропоезд «Воинский эшелон», на вокзалах и станциях устанавливались памятники и мемориалы, велось благоустройство культурных объектов и памятников архитектуры. В течение года реализуется проект «Диалог поколений», предполагающий запись серии видеоинтервью с ветеранами железнодорожного транспорта, подготовлена книга об истории Приволжской магистрали. Отдельно следует отметить открытие мемориального комплекса «Строителям и железнодорожникам Волжской рокады» на станции Петров Вал, а также создание экспозиционно-выставочного комплекса на станции Покровск.
– Как проходят праздничные торжества на фоне действующих ограничений по коронавирусу?
– На протяжении последних трёх месяцев сценарии праздничных мероприятий постоянно корректировались с учётом актуальной эпидемической обстановки в субъектах РФ. В итоге было принято решение провести часть мероприятий в онлайн-формате. Например, 6 июля в Волгограде был организован телемост с участием губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова. В ходе мероприятия лучшие сотрудники региона получили заслуженные награды, а две семьи – ключи от нового дома на станции Канальная. В пятницу, 9 июля, торжественные события прошли в Астрахани. После открытия парка Железнодорожников вблизи астраханского вокзала и награждения лучших сотрудников делегация почётных гостей осмотрела городской парк «Дружба», который был реконструирован при финансовой поддержке ОАО «РЖД». На этой неделе череда торжественных мероприятий проходит в Саратове – столице Приволжской магистрали.
По случаю 150-летия 900 работников полигона дороги представлены к наградам различного уровня. Из них 102 человека отмечены по линии региональных администраций и министерств. Ещё 13 человек отличились на уровне Министерства транспорта Российской Федерации, а 35 – представлены к наградам ОАО «РЖД». Знаком «За вклад в развитие Приволжской железной дороги» поощрены 150 сотрудников и ветеранов, а юбилейной памятной медалью «150 лет Приволжской железной дороге» – 600 человек.
– Каков вклад Приволжской магистрали в социально-экономическое развитие Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей?
– Только за последние пять лет объём налоговых отчислений в бюджеты всех уровней превысил 22 млрд руб. За счёт поступлений от акцизов на дизельное топливо в прошлом году более 1,5 млрд руб. пошли на развитие регионального дорожного фонда. Предприятия холдинга «РЖД», действующие на полигоне дороги, являются крупнейшими заказчиками услуг субъектов малого и среднего предпринимательства. По итогам прошлого года доля закупок у местных поставщиков составила 75%.
В качестве примеров успешного взаимодействия с региональными органами власти можно отметить строительство зерновых мини-элеваторов в Саратовской области и подготовку железнодорожных объектов к чемпионату мира по футболу в Волгоградской области. В 2018 году две обновлённые платформы обеспечили удобную посадку и высадку волгоградцев и гостей города, а новая железнодорожная линия Гумрак – Аэропорт позволила организовать бесперебойное сообщение между воздушной гаванью и городом-героем.
Также стоит отметить масштабную реконструкцию железнодорожного вокзала Волгограда, развитие инфраструктуры вблизи международного аэропорта Гагарин в Саратовской области и ряд других проектов, реализуемых на основе соглашений, заключённых с региональными правительствами.
– Как повлияла пандемия COVID-19 на работу дороги и какие мероприятия проводятся для профилактики распространения инфекции?
– В прошлом году в клиниках «РЖД-Медицина» в Саратове, Волгограде и Астрахани были открыты лаборатории ПЦР-диагностики, где уже проведено более 230 тыс. исследований на COVID-19. В период пандемии сотрудники железнодорожных больниц оказывают серьёзную поддержку системе здравоохранения Нижнего Поволжья, в том числе по части вакцинации населения. К настоящему моменту каждый второй сотрудник магистрали сделал прививку от коронавируса.
Наряду со стандартными мерами безопасности на ПривЖД внедряются самые передовые методы профилактики инфекционных заболеваний. В настоящее время на входных группах ряда предприятий тестируются устройства и технологии биометрической аутентификации с функциями распознавания лиц и бесконтактным замером температуры тела. В здании управления ПривЖД соответствующий комплекс интегрирован с системой контроля управления доступом. Аналогичные технологии также собираемся реализовать в зданиях территориальных управлений железной дороги.
До 2023 года почти 116 млн руб. будут направлены на приобретение обеззараживающих устройств, рециркуляторов, санитайзеров, озонаторов и оборудования для бесконтактного измерения температуры тела. Ещё около 12,5 млн пойдут на установку 3,2 тыс. защитных экранов на тех рабочих местах, где не выдерживается социальное дистанцирование.
Всё большую популярность приобретают технологии дистанционной работы. В частности, с помощью тестового прототипа мобильно-удалённого рабочего места поездного диспетчера на ПривЖД отрабатывалась технология бесконтактного управления рабочим местом дежурно-диспетчерского персонала. В результате появился проект дорожной карты создания соответствующего промышленного прототипа в 2022 году.
На базе эксплуатационного вагонного депо Анисовка стартовал пилотный проект, суть которого сводится к постоянному мониторингу физического состояния и местонахождения работников, осуществляющих приёмку, осмотр и ремонт подвижного состава. С помощью специальных браслетов, напоминающих смарт-часы, измеряются температура тела, пульс и давление сотрудников, а также определяется их геопозиция.
– Учитывая всё вышесказанное, каким вы видите коллектив дороги в десятилетней перспективе, какие новые профессии будут востребованы и как изменится квалификация специалистов?
– В условиях цифровизации и стремительно развивающихся технологий тема персонала будущего становится особенно актуальной. Ведь наряду с изменениями в сфере инноваций, науки, экономики, политики и культуры появляются новые требования к кадровому составу и его квалификации.
В нашу трудовую деятельность проникают и укореняются процессы роботизации, облачные сервисы, искусственный интеллект, 3D-печать и многое другое. В связи с усилением инновационности рабочего процесса сотрудники должны демонстрировать новые компетенции, соответствующие быстроменяющейся бизнес-среде.
В перспективе ряд профессий будет сильно трансформирован, привычные для нас виды деятельности адаптируются под актуальные тренды, появятся новые специальности.
Коллектив нашей магистрали уверенно смотрит в будущее с учётом колоссального опыта многих поколений железнодорожников, работавших на Рязано-Уральской, Сталинградской и Приволжской магистралях. Я от всей души поздравляю всех ветеранов и сотрудников дороги со 150-летием и желаю всем процветания, успехов и новых трудовых побед.

Беседовал Алексей Шмалей газета «Гудок» Выпуск № 123 (27217) 15.07.2021